Земельный контроль пособие

Тихомиров М.Ю. Земельный контроль: практическое пособие. — Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Тихомиров М.Ю. Земельный контроль: практическое пособие. — М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2008.

Михаил Юрьевич Тихомиров — юрист с многолетним опытом практической и научной работы, автор около 400 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного, жилищного и трудового права, организации управления, обеспечения законности. При его непосредственном участии и под его редакцией изданы Юридическая энциклопедия, а также широко известные комментарии к Земельному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, федеральным законам «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и другие актуальные книги.

В брошюре последовательно разъясняются нормы Земельного кодекса РФ, посвященные контролю за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель. С учетом последних изменений природоохранного законодательства, новых актов земельного законодательства и материалов правоприменительной практики рассмотрены вопросы, связанные с осуществлением государственного, муниципального, общественного и производственного земельного контроля, применением мер юридической ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Даются практические рекомендации.

Издание адресовано собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков, а также сотрудникам государственных и муниципальных органов и работникам общественных организаций, осуществляющих земельный контроль. Оно полезно также юристам, предпринимателям, руководителям и специалистам предприятий, действующих в аграрном и иных секторах экономики, иным гражданам, интересующимся развитием земельного законодательства Российской Федерации.

Новый профессиональный постатейный комментарий к Земельному кодексу РФ подготовлен коллективом опытных юристов, среди которых — ведущие ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, другие известные специалисты. В работе учтены последние изменения гражданского, природоохранного, лесного, водного, градостроительного, жилищного и других смежных отраслей законодательства, новые акты земельного законодательства России, а также актуальные материалы судебной и судебно-арбитражной практики. Подробно раскрывается юридическое и практическое значение каждой нормы ЗК РФ, даются рекомендации по применению комментируемых правил на практике. Разъясняется, в чем заключается отличие той или иной нормы от положений прежнего земельного законодательства, как следует понимать значение употребляемых в кодексе понятий. Пункты комментариев соответствуют пунктам комментируемых статей, что позволило последовательно разъяснить все правовые нормы, установленные кодексом.

1. Нормативные акты

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г.

ВК РФ — Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г.

Вводный закон — О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 25.10.2001 г.

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

ЗК 1991 г. — Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

Кодекс — Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

ЛК РФ — Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г., часть вторая от 5 августа 2000 г.

ТК РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г.

2. Официальные издания

БНА — Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) — Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ — Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

СА РФ — Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

Земельный контроль пособие

Издательство: Научный консультант

Автор: Миронцева А.В., Остаев Г.Я., Концевая С.Р., Макунина И.В.

Год издания: 2018

Издательство: Университет экономики и управления

Автор: Горбатова Е.Ф., Узунова Н.С.

Год издания: 2017

Издательство: Ставропольский государственный аграрный университет

Автор: Шевченко Д.А., Лошаков А.В., Одинцов С.В., Кипа Л.В., Иванников Д.И.

Год издания: 2017

Автор: Федорова Е.А., Ахалкаци О.В., Вахорина М.В., Эриашвили Н.Д.

Год издания: 2017

Автор: Федоров А.Ф., Кузьменко Е.А.

Год издания: 2017

Автор: Слепченко Г.Б., Дерябина В.И., Гиндуллина Т.М., Пикула Н.П., Бакибаев А.А.

Год издания: 2017

С этой книгой также читают

Автор: Перхуткин В.П., Перхуткина З.И., Овчарук Т.А., Недух Е.Н., Панюкова М.Л.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: sale@iprmedia.ru, adm@iprmedia.ru

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Тел./факс: 8 (8452) 24-77-97, 24-77-96

Мы в социальных сетях:

Отдел комплектования ЭБС IPRbooks:

Отдел продаж и внедрения ЭБС IPRbooks:

доб. 206, 213, 144, 145

Сетевое издание «www.iprbookshop.ru» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 7 декабря 2018 года. 16+

Установите баннер на ваш сайт:

Инструкция по установке кнопок электронно-библиотечной системы «IPRbooks»

Для установки одного из баннеров ЭБС «IPRbooks» на свой сайт, скопируйте код из соответствующего поля и поместите его в необходимом месте на вашем сайте.

Земельное право. Конспект лекций. Учебное пособие

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

1. Понятие земельного права. Земельные отношения как предмет земельного права

Земельное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения по использованию и охране земель.

Земельное право подразделяется на Общую и Особенную части. Общая часть включает в себя такие правовые институты, как право собственности и другие вещные права на землю, охрана земель, право землепользования, защита прав на землю, плата за землю и оценка земли, мониторинг земель, контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель, ответственность за земельные правонарушения и др. К Особенной части относятся понятие и правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, а также земель особо охраняемых территорий и объектов, лесного фонда, водного фонда и земель запаса.

Земельное право тесно связано с гражданским правом, экологическим правом, градостроительным правом, жилищным правом, лесным правом, водным правом, административным правом.

Предметом земельного права являются земельные правоотношения.

Земельное правоотношение — это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами земельного права своих прав и обязанностей по использованию и охране земель. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Объектами земельных отношений являются:

• земля как природный объект и природный ресурс;

• части земельных участков.

2. Принципы земельного права

Земельное право основывается на следующих принципах:

• учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

• приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

• приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

• участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

• единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

• приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

• платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

• разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

• дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

• сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

3. Земельное законодательство РФ. Понятие и общая характеристика источников земельного права

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу РФ, федеральным законам. На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Смотрите так же:  Рефинансирование в сбербанке под залог недвижимости

Источники земельного права — это нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права.

К источникам земельного права относятся:

• законы субъектов РФ;

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• международные договоры, межгосударственные соглашения.

Конституция РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Конституция РФ в ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В ст. 72 Конституции РФ установлено, что земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс РФ принят Государственной Думой РФ 28 сентября 2001 года. Земельный кодекс регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Земельный кодекс состоит из 19 глав: Общие положения; Земельные участки; Охрана земель; Собственность на землю; Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками; Возникновение прав на землю; Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков; Прекращение и ограничение прав на землю; Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд; Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров; Плата за землю и оценка земли; Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд; Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль); Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель; Земли сельскохозяйственного назначения; Земли населенных пунктов; Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; Земли особо охраняемых территорий и объектов; Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Нормы земельного права содержатся также в Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, КоАП РФ. Источниками земельного права являются также федеральные законы РФ, такие как Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами субъекты РФ могут принимать законы, регулирующие земельные отношения. Например, Закон г. Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве», Закон г. Москвы от 4 июля 2007 г. № 31 «О городских почвах», Закон Санкт-Петербурга от 26 мая 2008 г. № 278-47 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга от 15 июня 2007 г. № 265-49 «О земельном контроле за использованием земель в Санкт-Петербурге» и др.

На основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения, такие как постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении Положения о консервации земель с изъятием их из оборота» и др.

Если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ, применяются правила международного договора.

4. Субъекты земельных правоотношений

Субъектами земельных правоотношений являются:

• иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Граждане РФ, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ (федеральной собственностью), а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ. К полномочиям РФ в области земельных отношений относятся:

• установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

• установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

• государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

• установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

• резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд РФ;

• разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

• иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории РФ земельные участки на праве аренды. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам предоставляются в собственность только за плату. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 %, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Субъектов земельных правоотношений также можно подразделить на:

собственников земельных участков — лиц, являющихся собственниками земельных участков;

землепользователей — лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцев — лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторов земельных участков — лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладателей сервитута — лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

5. Состав земель в Российской Федерации

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

земли сельскохозяйственного назначения — земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;

земли населенных пунктов — земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения — земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений;

земли особо охраняемых территорий и объектов – земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим;

земли лесного фонда — лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие);

земли водного фонда — земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах;

земли запаса — земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.

Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

• создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

• создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

• обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

• создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

• порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

• карту градостроительного зонирования;

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:

• о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;

• об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;

Смотрите так же:  Усть-донецкий мировой суд

• о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;

• о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;

• о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

• о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

Территориальные зоны — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В результате градостроительного зонирования могут определяться:

• производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

• зоны сельскохозяйственного использования;

• зоны рекреационного назначения;

• зоны особо охраняемых территорий;

• зоны специального назначения;

• зоны размещения военных объектов;

• иные виды территориальных зон.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства. В состав жилых зон могут включаться:

• зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

• зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

• зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

• зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

• зоны жилой застройки иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. В состав общественно-деловых зон могут включаться:

• зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

• зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

• зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

• общественно-деловые зоны иных видов.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

• коммунальные зоны – зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

• производственные зоны – зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

• иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

• зоны сельскохозяйственных угодий – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

• зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

• основные виды разрешенного использования;

• условно разрешенные виды использования;

• вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Муниципальный земельный контроль в системе публичных контрольно-надзорных функций. Статьи по предмету Муниципальное право

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ

С.А. ЛИПСКИ

Осуществление контроля за использованием и охраной земель как ключевая функция управления земельным фондом сложилось еще в советский период. Особенности реализации этой функции тогда были обусловлены исключительностью государственной собственности на землю, плановым характером народного хозяйства, централизацией экономики. Переход к рыночным земельным отношениям, изменение системы государственного устройства (в том числе становление системы местного самоуправления и осуществляющих его органов) обусловили изменение содержательных и структурных подходов к такому контролю .
———————————
Липски С.А. Государственный земельный надзор в системе экологического надзора: организационно-правовые аспекты // Правовые вопросы строительства. 2015. N 1. С. 12 — 16.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации 2001 г. (далее — ЗК РФ) публичные контрольно-надзорные полномочия в сфере землепользования осуществляют как государственные, так и муниципальные органы, соответственно, государственный земельный контроль (с 2011 г. — надзор) и муниципальный земельный контроль. Кроме того, Кодекс предусматривает общественный земельный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по принятию решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, анализ и общественную оценку таких решений. До 2015 г. ЗК РФ предусматривал также производственный земельный контроль (его осуществлял правообладатель земельного участка в ходе своей хозяйственной деятельности) .
———————————
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с послед. доп. и изм.) // СПС «КонсультантПлюс».
Ст. 73 ЗК РФ (утратила силу с 1 января 2015 г.).

Поскольку государственные и муниципальные контрольно-надзорные функции в землепользовании являются взаимодополняющими, а опыт и традиции государственного контроля сформировались за более чем 70-летний период, то сначала рассмотрим особенности осуществления государственного земельного надзора (контроля), в том числе соотношение понятий «контроль» и «надзор».
Контроль (от французского «controle», применявшегося для обозначения встречной, вторичной записи с целью проверки первой) — это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Такой контроль осуществляется как постоянно, так и периодически (например, проверка деятельности филиала организации, проводимая раз в несколько лет). При осуществлении своей деятельности контролирующие органы наделяются исполнительной властью. Кроме того, управленческий орган (государственный, муниципальный, корпоративный) в той или иной степени осуществляет и контроль над выполнением нормативных предписаний в своей сфере деятельности.
В земельной сфере государственными исполнительными органами вплоть до 2011 г. осуществлялся именно такой контроль (за соблюдением земельного законодательства, а также требований охраны и использования земель ), но затем произошло его преобразование в государственный земельный надзор .
———————————
Пункт 1 ст. 71 ЗК РФ (в ред. до 1 августа 2011 г.).
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «КонсультантПлюс»; см. также: Выпханова Г.В. Правовые проблемы понимания и соотношения земельного надзора и контроля // Аграрное и земельное право. 2015. N 1. С. 19 — 23.

Под надзором понимаются непрерывные наблюдения и проверка, связанные с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерная особенность надзора состоит в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.
Соответственно, государственный земельный надзор стал представлять собой деятельность: 1) направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации; 2) по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения указанных требований . В рамках указанного надзора осуществляются:
1) организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации. При этом плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, а внеплановые в следующих случаях: а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; б) поступление информации о причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, о возникновении угрозы таких ситуаций и вреда, а также о нарушении прав граждан-потребителей; в) поручение Президента или Правительства Российской Федерации или требование прокурора; г) выявление признаков земельных правонарушений по итогам административного обследования объекта земельных отношений; д) поступление информации о нарушениях имущественных прав субъектов земельных отношений;
2) систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния их исполнения, которое проводится путем административных обследований объектов земельных отношении, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти или местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель. Указанное административное обследование с 2015 г. стало новой формой надзора. Оно осуществляется без взаимодействия с правообладателями земельных участков и без посещения обследуемых участков (при этом используется информация, содержащаяся в государственных и муниципальных информационных системах, архивных фондах, а также полученная в ходе осуществления государственного мониторинга земель, дистанционными и другими методами);
3) принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений. Это наложение штрафов, вынесение предписаний об устранении выявленных нарушений, подготовка материалов для обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в суд с требованием об изъятии ненадлежаще используемого земельного участка и о его продаже с публичных торгов и другие меры.
———————————
Пункт 1 ст. 71 ЗК РФ (в ред. после 1 августа 2011 г.).

Учитывая межотраслевой характер использования земельного фонда, функции государственного земельного надзора рассредоточены между тремя федеральными органами исполнительной власти (далее — органы госземнадзора): Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Региональные же органы в таком надзоре не участвуют — соответствующие федеральные органы имеют территориальные подразделения во всех регионах (иногда они создаются сразу для нескольких регионов, например территориальное управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям).
Определенной проблемой при этом является четкое разграничение сфер органов госземнадзора. В этой части неоднократно принимались правительственные нормативные акты, и в настоящее время сфера Росреестра охватывает организационно-правовые аспекты землепользования, такие как недопущение самовольного занятия земельных участков, их использование без правоустанавливающих документов, соблюдение целевого назначения земель, сохранность межевых знаков границ земельных участков и т.п. Деятельность Росприроднадзора распространяется на природоохранные аспекты землепользования, связанные с выполнением обязанностей по рекультивации земель, требований и обязательных мероприятий по улучшению земель их охране от эрозии и других негативных процессов и т.п. Сферой Россельхознадзора является соблюдение требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, порчи земель, выполнение мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения .
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» // СПС «КонсультантПлюс».

Смотрите так же:  11-й арбитражный суд

Непосредственно проверки, административные обследования и другие надзорные мероприятия осуществляют должностные лица указанных федеральных служб, являющиеся государственными гражданскими служащими. Их общая численность составляет около 4 тыс. Естественно, этого недостаточно для реализации всего объема контрольно-надзорных полномочий в сфере использования и охраны земель . Поэтому многое зависит от правильной организации проводимого органами местного самоуправления муниципального земельного контроля, в первую очередь от его должной правовой регламентации.
———————————
Липски С.А. Правовое обеспечение земельного надзора (контроля) и мониторинга земель: Учеб. пособие. М.: ГУЗ, 2015. 156 с.

Между тем, хотя муниципальный земельный контроль и упоминался в изначальной редакции ЗК РФ, но более 10 лет на федеральном уровне он никак не регламентировался.
В настоящее время ЗК РФ определяет муниципальный земельный контроль как деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований федерального и регионального земельного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. Такой контроль осуществляется в соответствии с федеральным законодательством в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления .
———————————
Пункты 1 и 2 ст. 72 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».

Регламентацию такого контроля в муниципальных актах (административных регламентах, типовых формах документации), которая опережала решения федерального законодателя, можно проследить на примере г. Люберцы Московской области. Там муниципальный земельный контроль осуществляется администрацией города (соответствующие функции осуществляют главный земельный инспектор города, его заместитель и земельные инспекторы, назначаемые главой города). Основными задачами такого контроля при этом определены:
— соблюдение правообладателями земельных участков установленного режима их использования в соответствии с целевым назначением;
— соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;
— своевременность оформления и переоформления правоустанавливающих документов на землю;
— соблюдение сроков освоения земельных участков;
— сохранность межевых знаков границ земельных участков;
— сохранение и воспроизводство плодородия почв при использовании земли в сельском хозяйстве и выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи земель;
— защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования земель;
— соблюдение градостроительных требований и регламентов, а также иных требований законодательства по вопросам использования и охраны земель.
То есть муниципальный земельный контроль по своему предмету практически совпадает с государственным земельным надзором. При этом главный земельный инспектор города (в его отсутствие — его заместитель) имеет право: 1) вносить главе города предложения по вопросам своей компетенции; 2) издавать распоряжения о проведении проверок; 3) посещать и обследовать при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения о проведении проверки, земельные участки на территории г. Люберцы; 4) участвовать в совместных мероприятиях по проведению государственного земельного надзора и общественного земельного контроля; 5) составлять акты о проведении проверки соблюдения земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними правообладателей земельных участков; 6) получать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объяснения, сведения и другие материалы, связанные с использованием земельных участков; 7) привлекать специалистов для проведения обследований земельных участков, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по использованию земель; 8) обращаться в органы внутренних дел за оказанием содействия в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению их деятельности; 9) направлять материалы проведенных проверок в специально уполномоченные государственные органы, в том числе для привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным и областным законодательством; 10) представлять по запросам государственных органов и депутатов г. Люберцы полную информацию о проделанной работе по осуществлению муниципального земельного контроля; 11) вести статистический анализ выявленных правонарушений и подготавливать оперативные отчеты по осуществлению земельного контроля; 12) осуществлять контроль за деятельностью земельных инспекторов города; 13) рассматривать заявления, обращения и жалобы по фактам нарушения земельного законодательства, а также осуществлять иные права, определенные законодательством Российской Федерации, Московской области, муниципальными правовыми актами г. Люберцы .
———————————
Решение Совета депутатов городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 16 декабря 2011 г. N 196/15 «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории города Люберцы» // СПС «КонсультантПлюс».

Более детальные вопросы организации муниципального земельного контроля регулируют соответствующий административный регламент (согласно ему, например, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать за год 50 часов, а для микропредприятия — 15 часов), а также формы типовых документов о проведении проверок и предписаний об устранении нарушения земельного законодательства .
———————————
Постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 29 декабря 2011 г. N 1960-ПА «Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Проведение проверок при осуществлении муниципального земельного контроля» // СПС «КонсультантПлюс».
Постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 10 февраля 2012 г. N 161-ПА «Об утверждении типовых форм документации органа муниципального земельного контроля города Люберцы» // СПС «КонсультантПлюс».

Рассмотренные выше муниципальные акты были приняты в 2011 — 2012 гг., и поскольку это акты городского поселения, то недавние решения федерального законодателя не потребовали их пересмотра. Тогда как для сельских поселений полномочия по муниципальному земельному контролю в пределах их границ с 2014 г. переданы на уровень муниципального района (а с 2015 г. осуществление такого контроля в сельских поселениях вообще признано вопросом местного значения муниципального района ).
———————————
Ч. 3, ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

В это же время ЗК РФ (который до 2014 г. не затрагивал разграничение полномочий органов местного самоуправления различного уровня в земельно-имущественной сфере) был дополнен нормой о том, что именно органы местного самоуправления сельских поселений осуществляют земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в их границах; а органы местного самоуправления муниципального района — только на межселенной территории соответствующего района .
———————————
Пункт 3 ст. 72 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») // СПС «КонсультантПлюс».

Такая коллизия должна быть разрешена федеральным законодателем, тем более что и ЗК РФ, и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что любые иные федеральные законы, содержащие нормы, регулирующие соответствующие отношения, не могут им противоречить (соответственно п. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 4) .
———————————
Липски С.А. Изменение подходов законодателя к компетенции органов местного самоуправления в области земельных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 20 — 25.

Следует отметить, что должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль (в отличие от государственных инспекторов по использованию и охране земель), не вправе самостоятельно привлекать правонарушителя к ответственности . Поэтому в случае выявления ими нарушений земельного законодательства они направляют копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа госземнадзора по соответствующему муниципальному образованию (при отсутствии такого подразделения — непосредственно в территориальный орган). Указанное подразделение (или территориальный орган) в течение пяти рабочих дней обязано в пределах своей компетенции рассмотреть эту копию акта и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в таком возбуждении.
———————————
См., напр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июля 2008 г. N 09АП-6115/2008-АК по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 апреля 2008 г. по делу N А40-17733/08-92-213; решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 октября 2010 г. по делу N А40-76180/10-154-413 // СПС «КонсультантПлюс».

Актуальной проблемой последних лет при осуществлении контрольно-надзорных полномочий стало дублирование со стороны проверяющих органов разного уровня или отраслевой принадлежности. Поэтому в целях недопущения проведения органами госземнадзора и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя с 2015 г. ежегодные планы проведения плановых проверок в рамках муниципального земельного контроля согласовываются с территориальными органами госземнадзора .
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, за последние годы принят ряд законодательных решений, обеспечивших должный уровень правового регулирования осуществления муниципального земельного контроля, в том числе в части его координации с государственным земельным надзором, а также соответствующие муниципальные нормативные акты. Однако некоторые решения федерального законодателя нуждаются в корректировке (необходимо устранить возникшую коллизию в части полномочий органов местного самоуправления муниципального района и сельского поселения).

Литература

1. Винокуров А.Ю. Общественный экологический контроль: современное состояние и перспективы // Экологическое право. 2014. N 3. С. 17 — 22.
2. Выпханова Г.В. Правовые проблемы понимания и соотношения земельного надзора и контроля // Аграрное и земельное право. 2015. N 1. С. 19 — 23.
3. Костюков А.Н. Новейшая эволюция муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 12. С. 28 — 32.
4. Липски С.А. Государственный земельный надзор в системе экологического надзора: организационно-правовые аспекты // Правовые вопросы строительства. 2015. N 1. С. 12 — 16.
5. Липски С.А. Изменение подходов законодателя к компетенции органов местного самоуправления в области земельных отношений // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 8. С. 20 — 25.
6. Липски С.А. Правовое обеспечение земельного надзора (контроля) и мониторинга земель: Учеб. пособие. М.: ГУЗ, 2015. 156 с.
7. Михеева И.В., Невельская Л.А. Теория и практика местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 3. С. 19 — 25.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.